
Окарины - это такие музыкальные инструменты, одни из самых древних. Считаются разновидностью флейты. Камера у окарины закрытая, воздух выходит только из отверстий, регулирующих высоту звука. В наши дни их делают не только из глины, но и дерева, металла и даже пластика, но именно керамическая окарина обладает особенным звучанием и своеобразной, можно даже сказать, магической аурой.

Когда я закончил институт, в то время скромно именовавшийся "колледж", то не имел ни малейшего понятия об устройстве окарины или способе ее изготовления. В художке был небольшой музей, где хранились дипломные работы и наиболее удачные творения студентов. Лежали там и окарины, которые я мечтал научиться делать. Однажды мне удалось взять эти экспонаты и внимательно рассмотреть конструкцию. Увы, радость от знакомства изрядно портил тот факт, что ни одна из музейных окарин не свистела. Они вообще никаких звуков не издавали. Возможно, в наличии остались бракованные образцы, а свистящие ушли на подарки важным людям или разбились или просто исчезли при невыясненных обстоятельствах. Интернета тогда не было, в книгах я почти никакой информации не нашел.
В то время в магазинах города появились окарины нашей ужгородской керамистки, работающей под псевдонимом "Шара". Значит, сделать настоящую, играющую окарину в домашних условиях вполне возможно! Я так и не купил шарину работу, денег в то время мне катастрофически не хватало, да и времени тоже. Зато нам с женой подарили парочку простеньких керамических свистков, которые вдохновили меня на эксперименты. Фери, спасибо тебе огромное!
После учебы в художке, освоение практической части декоративно-прикладного искусства проходило не очень гладко. Лепить и гончарить я умел, но в реальной жизни этих навыков оказалось мало. Работа с глиной у студентов отличалась ужасной неторопливостью и... несобранностью, что-ли. Конечно, во многом виноваты были сами студенты, но преподаватели и само построение учебного процесса тоже были не на высоте. Не знаю как сейчас, но тогда, в начале нулевых, в художке все еще чувствовался аромат совдепии, с ее малоэффективными технологиями, халявными материалами и безответственностью. Вот только халявные материалы уже почти все закончились, а устаревшие технологии уверенно подводили керамические заводы Украины к краху.
Я, как студент-отличник, не придумал ничего лучше, чем изготавливать окарины по технологии шликерного литья. Это когда жидкая глина (шликер) заливается в гипсовую форму, глина оседает по стенкам и лишний шликер сливается. Неплохо работает на фабрике, но в домашней мастерской отливать шликер стоит только в самых исключительных случаях. Тем не менее, несколько окарин получились вполне сносно.
Вот эта была сделана по мотивам африканского кувшина.
К счастью, глина такой материал, который сам подскажет оптимальную форму и технику, а все лишнее исчезнет. Нужно только продолжать работу и рано или поздно отыщешь верный путь.
Как оказалось, окарине можно придать самые разнообразные формы. Главное - чтобы воздушный поток в ней хорошо циркулировал. Конструкцию свистка я взял не у окарин других мастеров, а у блок-флейты, хотя принцип там одиниковый. Это решение позволило получить более качественный и чистый звук.
Вот довольно интересное видео, в котором Виктория играет на окаринах моей работы. Конечно, она настоящий музыкант, повторить такое выступление по силам далеко не каждому.
Добиться правильного звучания, мало-мальски соответствующего нотам, оказалось самой сложной задачей. Глина довольно сильно изменяется в размерах при сушке и обжиге. Поэтому хорошо настроенный в сыром виде инструмент выдает совершенно другие звуки в готовом виде. На производстве эту проблему решают используя форму-шаблон. Отверстия делают с учетом усадки. Ну и состав глины практически не меняется. А когда делаешь каждую окарину отдельно, то голоса получаются у всех разные.
Окарины на двенадцать отверстий я почти не делаю. Они требую очень точной настройки, а обычная глина не позволяет ее добиться. Намного лучшие результаты показывают окарины с четырьмя и шестью отверстиями, выполненными по схеме английский квадрат.
В сети можно найти аппликатуры для окарин с 4 и 6 отверстиями, при помощи которых можно выучить известные мелодии. Если сделать это без тренировки, то получиться как в этом видео:
Но если уделить музыке пристальное внимание и прилежно заниматься, то результат будет таким:
Немного фоток моих работ.
![]() |
Большая гончареная окарина. Роспись керамическими глазурями. |
Тоже глазурованные. |
![]() |
Ворона, дымленая керамика. |
Лама. Гравировка, глазури и дымление. |
Пес. |
И кот. |
![]() |
Рыбки и птички... |
![]() |
Овальная форма гарантирует отличный звук. |
![]() |
Сова. |
![]() |
Манайло вдохновляет. |
![]() |
Акрил рулит! |
Окарина действительно классная вещь. Но представьте себе окарину, сделанную для конкретного человека. Ее декор и форма могут многое рассказать о владельце или подчеркнуть определенные личные черты. Однажды мне заказали окарину с изображением одной из карт Таро, довольно мрачной по значению. Таинственный заказчик остался доволен результатом, но попросил не выкладывать фотографию работы в Сеть.
Это окарина Зельды. Заказчик хотел именно керамическую окарину, с треугольничком и пояском. Я честно предложил посмотреть на Алиэкспресс, где этого добра полно, но Александр предпочел мою работу.
Эта черная окарина тоже сделана на заказ, в подарок Давиду, чье имя выгравировано на боковой стороне.
Как видите, простор для творчества очень широкий. Если у вас есть желание сделать уникальный и запоминающийся подарок или стать владельцем окарины, то пишите мне на почту zandarej@yandex.ua
и мы обязательно что-нибудь придумаем!
Комментариев нет:
Отправить комментарий